В своей заметке о сериале Марии Певчих я обещал читателям Каспаров.Ru рассказать о выборах Бориса Николаевича Ельцина в 1996 году. Сразу оговорюсь: я родился через два месяца после его "переизбрания", так что прошу каменья не разбрасывать и тем более их не швырять в меня.

Я вдоволь наслушался от старших товарищей о том, какой прекрасный переворот совершил Владимир Ильич Ленин в 1917 году, но никто никогда не добавил: "Я, правда, в то время не жил..." Потому предлагаю: давайте решительно откажемся от возрастного шовинизма.

Начну с того, что я уже достаточно давно собираю материал о том времени и, разумеется, пройти мимо выборов президента априорно не мог. Много взял интервью у избирателей тех лет, общался с политиками, учителями, рабочими и наблюдателями на тех выборах. Кроме того, в течение длительного времени и не однократно мы обсуждали эту тему с близкими мне людьми, не доверять которым у меня нет ни малейшего основания, ибо они непосредственно занимались организацией президентских (и не только) выборов. Один сидел в администрации города и отвечал за "проценты" голосов, другой возглавлял так называемый (если кто помнит) "Народный дом", сляпанный прямо во время избирательной кампании. Иными словами, очевидцев предостаточно, откровений не меньше.

Не стану рассказывать о других регионах (хотя вакханалия творилась практически везде), в моём исследовательском портфеле Ростовская область, губернатором которой в то время был Владимир Фёдорович Чуб. Наверное, сегодня человека с такой фамилией Путин не назначил бы даже под угрозой расстрела. Но, видимо, тогда чубчики власть не смущали.

Итак, главные герои моего повествования Юрий Живкин и Александр Артёмов, оба родом из пятидесятых, то есть на момент выборов им обоим было под сорок. Живкин занимал должность вице-мэра шахтёрского города (официально должность называлась иначе, но сути это не меняет), Артёмов возглавлял "Народный дом". "Дома" эти были разбросаны по всему Донскому региону, соответственно, в Ростове-на-Дону находился областной "Дом" этой весьма влиятельной организации. Был у "Народного дома" и свой ЦК в Москве, его возглавлял бывший руководитель администрации президента Ельцина Сергей Филатов.

Прежде чем приступить к избирательной кампании, Александр Артёмов побывал на съезде предпринимателей в Кремлёвском дворце съездов на встрече с Борисом Николаевичем. Делегатам этого мероприятия оплатили дорогу, проживание в гостинице "Россия", иными словами, организовали мини-копию Съезда народных депутатов. Дальше рассказ Александра Артёмова.

"Выступление Ельцина на съезде было коротким, после чего к работе приступили какие-то незнакомые (в телевизоре) мне люди, что-то долго рассказывали, показывали, а в конце концов поставили задачу любым способом убедить избирателей голосовать за нынешнего президента, для чего нам будет оказана всемерная помощь и от муниципальной администрации, и от областной. В общем, ехал я в Москву простым бизнесменом, вернулся в родной город едва ли не первым заместителем мэра города (впрочем, Юрий Живкин не возражал). Во всяком случае, на всех городских мероприятиях ответственным был я, и даже начальник горотдела полковник милиции обязан был прислушиваться к моим советам и выполнять мои команды. Тут было не до субординации — "Голосуй, а то проиграешь!".

Под "Дом" администрация города нам сняла большой офис в самом центре, в местной газете опубликовали статью о том, что теперь жители города могут получить квалифицированную помощь по любым вопросам. В штате нашей организации были юристы, педагоги, психологи, экономисты, финансисты. Меня регулярно приглашали в прямой эфир городской телекомпании, я там отвечал на вопросы, рассуждал о том, что все трудности временные и что мы скоро заживём как у бога за пазухой, но для этого, конечно, нужно голосовать за Ельцина, иначе если к власти "дорвётся" Зюганов ("Не дай Бог!"), то станет ещё хуже, а возможно, даже начнётся гражданская война. Кстати, Геннадий Андреевич заезжал к нам в город. Встречали его знатно, по-коммунистически, с красными знамёнами, транспарантами, серпами и молотками. Встреча с Зюгановым была больше похожа на Первомайскую демонстрацию.

В тот день я понял, что переубедить пенсионеров и шахтёров нам не удастся. Народ будет голосовать либо за Зюганова (1-е место), либо за генерала Лебедя (2- место). Ельцин в нашем городе не вышел бы не то что во второй тур, а хотя бы занял третье-четвёртое место.

Но партия сказала: "Надо!" — мы ответили: "Есть!" Через какое-то время нас (сотрудников нашего "Дома") пригласил губернатор Чуб. Он не стал мудрствовать и сказал прямо: делайте что хотите, но первые два места в вашем городе должны занять Ельцин и Лебедь. Оставил телефон своего помощника для экстренной связи и пожелал успехов, пообещав после выборов серьёзно всех поощрить. "Делайте что хотите" — это была подготовка и к его выборам. Через несколько месяцев после президента мы и Чуба "затолкали" в кресло губернатора.

Такого нашествия советско-российских звёзд наш город никогда не видывал. Городской администрацией выделялись приличные суммы на организацию концертов. Даже у меня дома в гостях побывали Вячеслав Малежик, Татьяна Буланова, Анна Вески, в полном составе ВИА "Мираж" и т.д. В это время я познакомился с Михаилом Шуфутинским, Филиппом Киркоровым, телеведущим Матвеем Ганапольским и многими-многими другими. "Капусту", не стесняясь, рубили все — от мэра города до моего водителя.

Агитацию провели колоссальную... Но, посещая наши громкие мероприятия, слушая шлягеры, танцуя, веселясь, народ, в том числе и молодёжь, всё равно мечтал о президенте-коммунисте: "Наелись мы вашей дерьмократии! Хватит! Нужно возвращать всё взад!"

Чтобы угодить начальству и не опростоволоситься, мы настроили всяких ширм на избирательных участках, за которыми хранили копии урн, стоявших в зале. В какой-то момент провоцировали скандал с наблюдателями (естественно, председатели комиссий были в курсе), и, пока наблюдатели скандалили с нарушителем, меняли урну, забитую "правильными" бюллетенями. Дефицита в копиях бюллетеней с уже проставленными галочками не было. Печати и подписи были заранее проставлены, и бумаги хранились в администрации города. На тех участках, где невозможно было организовать ширмы-шторы-перегородки, наши люди выбирали момент и тупо вбрасывали в урны пачку бюллетеней. Наблюдателей, которые проявляли рвение и подозревали что-то неладное, просто милиция обвиняла в нарушении общественного порядка и выводила на улицу. Милиционеры тоже были проинструктированы основательно. Иными словами, это были не выборы, а уголовные игрища под присмотром милиции. Но никого (из заельцинистов) это не смущало.

Да, Певчих правильно назвала всех нас предателями. Мы не просто предали мечту и идею о свободной России, мы украли у народа (по сути, и у самих у себя) демократию и будущее страны. Чего теперь возмущаться? Мы не осознавали, что творим. Мы "спасали" страну от красной заразы. И только сегодня поняли, что мы тогда содеяли. Ленинградские коллеги подтвердили, что они занимались тем же самым. А теперь просто вспомните, кто там в это время занимался выборами...".

Чем всё закончилось, сегодня мы знаем.

Давайте вкратце пройдёмся по истории советского государства. Устроив октябрьский переворот, мы боролись с эксплуататорами народа. В итоге получили такую эксплуатацию, которая не снилась ни одному капиталисту в мире. Затем, начав бороться с белой чумой, получили чуму красную. Кинулись уничтожать нэпманов и кулаков, построили ГУЛАГ. В сороковые годы освобождали мир от коричневой чумы, но забыли избавить его от чумы красной. В девяностые годы наконец-то решили уничтожить красную заразу, а в результате получили заразу многоцветную.

Вместо того чтобы сегодня упрекать Марию Певчих, "реформаторы" всех мастей должны покаяться. С горечью слушаю воспоминания деятелей тех лет, дескать, да мы спасали страну от коммунистов, мы пахали денно и нощно, мы строили будущее... мы, мы, мы... И что? Какое будущее вы построили?

Друзья, может, не будем лукавить? Вы молодцы, вы меняли страну, ставили её на либерально-демократические рельсы, но при этом ни обыватели, ни реформаторы не забывали о двух важных принципах: "своя рубашка ближе к телу" и "куй железо, пока горячо". К чему это привело? А к тому, что теперь наша страна взялась уничтожать "чуму" жёлто-синего цвета, причём не у себя дома, а у соседей.

Нет, друзья, никакая это не спираль, мы постоянно ходим по кругу, хотя и отклоняясь иногда на короткие хорды в виде перестройки и гласности. Вы заметили? Ретиво избавляясь от разноцветия, на финише мы всегда приходим к чёрному цвету без всяких оттенков. Темно!

А света в конце тоннеля я не вижу.

Михаил Самарский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter