Да, радикально ситуация развернулась за 30 лет. (Мы тут часто обсуждаем "дискурс перестройки" в последнее время, в связи с конференциями всякими и нашим семинаром по политическому языку). 30 лет назад общество было сотрясено вопросом: "зачем дорога, если она не ведет к храму?", теперь же горожане бунтуют и кричат: "хватит храмов, постройте наконец дорогу!"
(Студентам я пояснял, что под словом "храм" в 1987-1989 гг., после выхода фильма Абуладзе, имелось в виду не только (и не столько) воцерковление, а некое "облако смысла", которое включало в себя другой "режим морали", ответственность за жертвы, покаяние не в церковном, а в секулярном смысле, "возвращение к правде" и вообще - "все хорошее", включая даже и гражданские свободы и уж конечно - прекращение советской истории и обретение "общечеловеческого будущего" в отличие от "специального будущего марксистской догматики". Через 30 лет, конечно, у слова "храм" нет вообще такого контекста. И чтобы тот контекст понять, надо вообще выйти за представление о том, что "храм" - это "просто еще одно культовое здание").
И, действительно, "Левифан" Звягинцева прямо тут "в рифму". Теперь вместо "покаяния": жена у тебя покончит с собой, ты пойдешь в тюрьму, а мы тут храм построим на месте твоей избушки. почему построим? А потому что мы - "зверь власти" и все тут жрем и ломаем через колено.
! Орфография и стилистика автора сохранены