Одна из ключевых сцен в великолепном "Дантоне" Анджея Вайды (1983 год - тогда фильм считался "антисоветским") - неудачные переговоры Робеспьера и Дантона.
Дантон убеждает бывшего друга прекратить террор и чрезвычайные меры, в т.ч. в экономике, прекратить внедрять совершенно искусственный культ Верховного Существа и насаждение добродетели, и по сути остановить революцию (т.е. перейти в режим Директории, или, если угодно, чего-то среднего между НЭПом и оттепелью). Людям нужно только спокойно жить и хорошо есть - утверждает Дантон, ссылаясь на "мнение улицы", - оставьте их в покое.
Но Робеспьер обоснованно опасается, что остановка чрезвычайщины приведет к мгновенному коррупционному разложению республики (фрагменты этого разложения даются в фильме при показах жанровых сценок в особняке Дантона, стремительно очищаемого перед визитом Неподкупного), к стремительному социальному расслоению, к поражению на фронтах и краху революции вообще. А вслед за политическим крахом придет отмена аграрной реформы и гражданского равенства, восстановление феодальной системы, тупого и мстительного господства вернувшейся из-за Рейна дворянской эмиграции. И не будет ни покоя, ни сытости.
Тут он был прав. Только напуганные Наполеоном и сдерживаемые императором Александром Павловичем, воспитанным на идеях конституционализма, победители 1815 года сохранили хоть что-то от завоеваний революции. Войди войска Первой коалиции в Париж в 1797-99, при Павле Петровиче, Франция была бы отброшена где-то на полвека, в растленную эпоху Людовика XV.
Это я к тому, что иногда общество надо и пинками гнать...
* * *
Россия - это уникальная страна, в которой подъем общественного протеста вызывает:
а) усиленную - и озлобленную - трансляцию интеллигенцией своей уверенности в безнадёжности и напрасности любых социально-политических перемен (либо ничего не измениться, либо будет только хуже);
б) поток предложений вместо отвлечения сил на митинги и демонстрации срочно бросаться обсуждать проекты идеального закона о выборах в Учредительное собрание и проекта идеальной конституции.
! Орфография и стилистика автора сохранены