Кроме того, защита отметила, что Караулова
за месяц до ареста добровольно прекратила общение с бойцом ИГИЛ, за которого собиралась замуж.
Адвокат Илья Новиков заметил, что суд первой инстанции, рассматривая показания свидетелей, выбрал самые сомнительные и противоречащие всем остальным, о том, что ИГИЛ могло использовать Караулову в качестве смертницы. Большинство других свидетелей заявили, что жены бойцов ИГИЛ не участвуют в боевых действиях и самоподрывах.
Также Новиков подчеркнул, что, согласно решению пленума Верховного суда по уголовным делам террористической направленности, в котором говорится, что участием в деятельности террористической организации считается только участие в подготовке мероприятий организации или привлечении других лиц к непосредственной деятельности организации. Суд первой инстанции постановление пленума ВС, по мнению Новикова, проигнорировал.
"Быть женой террориста — не то же самое, что быть террористом, — сказал Новиков. — Общение с террористом без умысла на совершение противоправных действий не является преступлением".
"Нам объясняют, чтобы другим молодым людям, девушкам было неповадно, — заявил в прениях Новиков. — Я думаю, это лукавство, я думаю, что молодые люди в возрасте Карауловой не руководствуются чужим опытом".
Молодые люди не услышат этот приговор, как отметил Новиков, но их родители после этого приговора ни в коем случае не станут обращаться к правоохранительным органам, то есть в аналогичных ситуациях российские граждане останутся без защиты, да еще и под угрозой уголовного преследования.
В дело в качестве адвоката Карауловой также вступила Каринна Москаленко. Как отметила Москаленко, решение МОВС противоречит стандартам Европейской конвенции статьи седьмой, то есть суд допустил криминализацию некриминальных действий.
Москаленко подчеркнула, что умозаключения обвинения построены на предположениях, а не на конкретных действиях, совершенных Карауловой, тем самым нарушают презумпцию невиновности.
Также, согласно неоднократным указаниям ЕСПЧ, недопустимо унижение человеческого достоинства, выразившееся в содержании под стражей человека, чья вина не доказана. "Я хочу, чтобы люди, попав в беду, бежали к своим правоохранительным органам!" — заявила Москаленко, призывая прислушаться к доводам Ильи Новикова.
Адвокат Сергей Бадамшин также отметил, что суд не обратил внимание на то, что общение с Саматовым, которое стало причиной уголовного дела, было инициировано изначально сотрудниками ФСБ, требовавшими от обвиняемой продолжить его после возвращения в Россию. Отказ же от общения был самостоятельным решением Карауловой. Кроме того, органы следствия активно препятствовали работе адвокатов.
Бадамшин, как и Москаленко, обратил внимание, что фактически суд позволил переложить бремя доказывания на сторону защиты, то есть не обвинение доказывало вину обвиняемой, а защита была вынуждена доказывать невиновность подзащитной.
Сторона обвинения повторила свои доводы и попросила оставить приговор без изменения. Прокурор Михаил Резниченко пояснил, что содержание под стражей было обусловлено тем, что ранее Караулова уже пыталась покинуть Россию, и также заявил, что сотрудники ФСБ проявили значительное участие в судьбе обвиняемой.
Представитель Главной военной прокуратуры заявил, что приговор является законным и обоснованным и соответствует правовым нормам РФ.
Как отметила в последнем слове Караулова, слова из ее переписки были вырваны из контекста, а участие сотрудников ФСБ проявилось в основном в допросах, зачастую не оформленных должным образом. Также Караулова заявила, что свидетели по ее делу, пытавшиеся вместе с ней попасть на территорию, контролируемую ИГИЛ, не привлечены к уголовной ответственности, а свидетель, принимавший участие в боевых действиях на стороне террористов, получил срок меньше, чем она за инкриминируемое ей намерение.
Верховный суд, заслушав доводы сторон, после совещания постановил приговор МОВС оставить без изменения. Срок Карауловой остался тем же — 4 года и 6 месяцев лишения свободы.
Москаленко назвала приговор предсказуемым и заявила, что следующей стадией будет обжалование в ЕСПЧ. Новиков, в свою очередь, заявил, что решение апелляционной коллегии Верховного суда противоречит решению пленума самого ВС.
Судебное заседание сопровождалось пикетами в поддержку Варвары Карауловой. Один человек с плакатом проник в зал суда и развернул его после того, как удалились судьи.
Напомним, Караулова в июне 2015 года покинула Россию для того, чтобы выйти замуж за одного из бойцов ИГИЛ. Караулова была задержана на границе Сирии с Турцией и возвращена в Россию. Спецслужбы предложили Карауловой продолжить общение со своим бывшим возлюбленным под их контролем. По версии обвинения, Караулова намеревалась повторно покинуть Россию и войти в состав ИГИЛ. Тем не менее Караулова сама прекратила общение с Саматовым, после чего через месяц была арестована.
Тивур Шагинуров
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter