Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов 17 января прокомментировал принятие закона, запрещающего усыновление российских детей американцами.
Омбудсмен считает, что отмена "антисиротского" закона невозможна: "То, что уже сделано, не будет отменено, какие бы протесты ни были. Распускать Госдуму никто не собирается и не будет — перед Госдумой и правительством РФ сейчас стоят другие задачи". Астахов скептически отнесся к протестам, спровоцированным принятием закона, по его мнению, митингующих возмутил не сам факт запрета на усыновление, а "запрет на иностранное финансирование". Многие, по словам омбудсмена, вышли на акции протеста из-за своей "неосведомленности". Ярые противники закона "создали свое полупедофильское сообщество", заключил он.
Астахов утверждает, что уже в течение прошедшего года число сирот значительно сократилось. Он заявил, что "не сидел весь год в Париже или в Москве", а был в регионах, в том числе и тех, где иностранное усыновление уже давно отменено, и там зафиксировал рост числа усыновленных детей.
Омбудсмен апеллирует к тому, что указ президента Путина, где, помимо прочего, зафиксировано и упрощение процедуры усыновления, должен быть реализован до 25 января.
Он сослался на собственный опыт: "Я пытаюсь быть объективным в вопросе об усыновлении, я жил в США и получил там образование. У меня есть данные о насилии над нашими детьми из американской прокуратуры". По словам Астахова, в Штатах "вовсю действуют чайлд-брокеры, которые продают детей на ранчо".
Также омбудсмен выразил опасение по поводу того, что большинство иностранных агентств, занимающихся усыновлением, действовали на Дальнем Востоке: "Интересно, что было, если бы в регионе вообще не осталось людей, а по соседству мы наблюдаем многомиллионные китайские провинции".
Астахов утверждает, что американцы усыновляют "далеко не самых худших" детей, россияне принимают в семью в десятки раз больше инвалидов. При этом он заявил, что российские власти благодарны тем гражданам США, которые усыновили больных детей, и даже после вступления в силу нового закона американцам "будет разрешено помогать нашим детям".
Привел Астахов и некую статистику своего ведомства. Согласно его данным, 52 ребенка покинут Россию, поскольку уже имеется решение суда. Омбудсмен особо подчеркнул, что при наличии такого решения никто не вправе запрещать им уехать. Однако он оговорился, что чиновники на местах просто "боятся" выдавать американским усыновителям необходимые бумаги, но "с этим уже разбираются". В этой связи Астахов вспомнил Конституцию, которая запрещает игнорировать решение суда. Всего же около 170 детей в стране так или иначе претендуют на усыновление американцами. Что будет с ними, омбудсмен толком не пояснил, но сказал, что "каждая ситуация будет разбираться отдельно". Однако он считает, что
"сироты всех посетителей детдомов воспринимают как потенциальных родителей", поэтому в прерывании общения с будущими иностранными усыновителями "нет никакой трагедии".
Астахов, который, как известно, является одним из авторов российско-американского соглашения об усыновлении, принятого лишь в ноябре 2012 года, назвал его "мертворожденным": "Я надеялся, что оно будет действовать".
Омбудсмен уверяет, что шаг к запрету на усыновление власти хотели сделать давно, и он никак не связан с принятием "акта Магнитского". "Мы долго раскачивались, нужно было сделать это раньше", - оправдывается он. И просит прекратить рассуждать об "асимметричном ответе": "Мы можем год рассуждать о том, как связаны эти два закона, а можем потратить этот срок на решение проблем сирот".
Астахов назвал себя "ярым противником" иностранного усыновления как такового. Новый закон, как утверждает он, пресек "торговлю нашими детьми".
По мнению Астахова, в сфере защиты прав сирот необходимо разработать целевую программу федерального уровня, ориентированную, в основном, на регионы. Однако дополнительных разъяснений по поводу уже вышедшего закона, который уже породил несколько скандалов с усыновлением детей, региональные власти, видимо, не получат: "Вот даже пресс-секретарь Путина каждый день разъяснительную работу ведет".
Пока же положение детей не устраивает полностью и самого Астахова: "Смотрю на них, и у меня самого внутрь слезы капают".
Александр Гезалов, эксперт Общественной палаты России, международный эксперт по социальному сиротству стран СНГ (Россия, Украина, Казахстан), сирота:
"Дети-сироты умеют отличить того, кто приходит к ним один раз, от того, кто хочет забрать их из детдома навсегда. Астахов, видимо, никогда не был в интернате. Высокий чиновник продемонстрировал свою неосведомленность, ему и невдомек, как дети стремятся вырваться из этого ада.
Вообще неэтично говорить о сиротах, не спрашивая их мнения. Тем, кого ждут в другой стране, нужно дать возможность уехать. Каждому сироте нужна семья. Если господин Астахов считает, что у нас в стране все хорошо, то пусть усыновит хотя бы одного ребенка.
Ситуация осложняется еще и тем, что дети, которые стали ее заложниками, во многом не осознают, чего их сейчас лишили. Этих детей воспитывает система, им втолковывают то, что должно. Вся ответственность за то, что происходит, лежит только на нас, взрослых".