"Борьба на два Фронта. Жан-Люк Годар и группа "Дзига Вертов". 1968—1972", Свободное марксистское издательство, 2010
Небольшая книжка, выпущенная Свободным марксистским издательством, суммирует документы, касающиеся самой, может быть, любопытной крайне левой инициативы в области кинематографа и вообще одного из известнейших проектов по политизации искусства в XX веке.
Группа "Дзига Вертов", названная по имени одного из ведущих советских киноавангардистов 1920-х, работала с 1968 по 1972 год и главным образом представляла собой тандем французских режиссеров Жан-Люка Годара и Жан-Пьера Горена. В ее состав периодически входили еще несколько кинематографистов. Устоявшегося мнения о полном составе этого объединения нет до сих пор. Приведенная в данном издании фильмография группы насчитывает 12 кинокартин, но цифра эта является опять-таки дискуссионной, поскольку "авторская подпись" "Дзига Вертов" есть не на всех этих фильмах.
В книге собран ряд ключевых текстов, объясняющих и анализирующих деятельность группы. Годар был лидером "Новой волны". Она, как известно, шла от теории к практике и состояла из бывших критиков, которые сначала очень много писали о кино и только потом начали сами его делать. Таким образом, Годар не был бы Годаром, если бы перед тем, как пускаться в свое политическое плавание под девизом "Лево руля!", он не подвел под свои искания рубежа шестидесятых—семидесятых серьезный (или кажущийся серьезным) теоретический базис.
В документальном сборнике содержатся следующие тексты. Программная установка Годара "Что делать?", где он впервые теоретически обосновывает свой выбор между "Снимать политические фильмы" и "Снимать фильмы политически" в пользу последнего и подробно объясняет, в чем разница, а также, какие последствия влечет за собой каждый из этих двух подходов. Большой обзорный текст Джулии Лесаж "Левая политика Годара и Горена". Материалы, касающиеся сотрудничества "Дзига Вертов" с палестинским сопротивлением. Аналитический текст об "Один плюс один", ставшем самым известным фильмом группы из-за участия рок-звезд Rolling Stones (сами Годар с Гореном остались недовольны основной версией картины, вышедшей в широкий прокат, — в ее монтаж вмешались продюсеры). Несколько интервью "вертовистов". Подробнейший, на 20 страниц, диалектический анализ двумя французскими кинолеваками одной-единственной, сделанной в воюющем Вьетнаме фотографии американской звезды Джейн Фонды, которая снималась в фильмах группы.
А кроме того, в книге нашлось место и для радикальной критики всех этих левых поползновений Годара со стороны Ситуационистского интернационала. Ситуационисты никогда не щадили тех, кого считали менее радикальными, чем они сами. В книге приводятся два заявления СИ, из которых с категоричностью следует, что Годар — это такой же буржуазный шут гороховый и замаскированный пособник Системы, каким "ситу" считали и, к примеру, Жан-Поля Сартра, и экзистенциалистов.
"Борьба на два фронта" должна быть интересна двум категориям читателей: ценителям кино, особенно авангардного, и теоретически подкованным "новым левым".
Сжато изложить идеологическую базу "Дзига Вертов" или даже основную концепцию группы затруднительно. Что греха таить, в книжке много абзацев, смысл которых проблематично понять, если вы не знаете марксистского (или псевдомарксистского) "воляпюка". Однако то же самое упомянутое выше исследование фотографии Фонды может быть крайне интересно даже далекому от троцкизма-маоизма читателю как образец последовательного диалектического анализа и системного мышления вообще. В одном фотоснимке, обстоятельствах его создания и публикации Годар с Гореном сумели "как в капле воды" увидеть целый пласт смыслов, связанных с вьетнамской войной и мировым революционным движением вообще, "извлечь" эти смыслы из снимка и развить их.
Сами "вертовисты" настаивали на том, что каждый должен бороться с капиталом на своем месте: рабочий на заводе, студент в университете, а они в искусстве, конкретнее — в кино, которое является не более (но и не менее) чем одним из фронтов революционной борьбы. Вести огонь из своего окопа, так сказать. Таким образом, они стремились действовать в первую очередь как активисты, а не "люди искусства".
Нынешний Годар, кажется, давно отверг свои политические увлечения и, более того, отзывается о них с явной иронией, о чем свидетельствуют его слова в приведенном в книге фрагменте интервью, которое мэтр дал в 1994 году:
"Одно время вас считали марксистским активистом.
Нет, нет.
Разве вы не были марксистом?
В жизни не читал Маркса.
Но вы же говорили про Маркса.
Да, но это была провокация, мешанина из Маркса, Кока-Колы и прочего".
Так значит, ситуационисты были правы, и Годар на поверку оказался не более чем успешным буржуазным режиссером, который в конце 1960-х решил "оседлать тренд", "поймать волну" и поиграться в левизну? Трудно сказать, тем более что однозначного мнения на сей счет, похоже, нет и в среде самих леваков. Где уж тут разобраться "непосвященным". Александр Тарасов, например, считает Годара ни много ни мало главным идеологом, предтечей и духовным лидером Красного мая. А вот Кирилл Медведев и его единомышленники из Свободного марксистского издательства, которые перевели, составили и издали эту книгу, кажется, настроены по отношению к мэтру более критически. Об этом говорит включение в издание не только антигодаровских заявлений ситуационистов, но и вложенной листовки-комикса СИ, где "деятель культуры", похожий на Годара, высмеивается как псевдореволюционер.
Одно можно сказать с уверенностью: даже из этих не самых простых для восприятия текстов видно, что теория и практика "Дзига Вертов" была как минимум небезынтересной. Кажется, они и в самом деле хотели "поломать шаблон" и пытались делать какое-то совершенно другое кино, принципиально отличное от кинематографа, как мы его знаем. Что бы сам Годар ни говорил об этом теперь.
Редакция благодарна магазину "Фаланстер", предоставившему книгу "Борьба на два фронта"
Вы можете оставить свои комментарии здесь