Российские корпорации почти на всем протяжении путинского правления изо всех стремились выводить капитал из страны и вкладывать его на Западе. "ЛУКОЙЛ" покупал в Америке сети заправок и в Италии нефтеперерабатывающие заводы, "король алюминия" Дерипаска скупал контрольные пакеты канадских моторостроительных фирм, "металлургу" Мордашову отчаянно приспичило затариться люксембургскими сталелитейными заводами (слава богу, сделку в последний момент перебил индус Миттал). А пример всем показывал "первый среди равных" – "Газпром", с маниакальным упорством стремившийся пролезть в собственники то германских, то английских газорапределительных сетей.
Неудивительно, что теперь роль покупателя западных активов спешит примерить на себя и другой российский гигант – Сбербанк. Странно, что только сейчас…
На днях появилась информация, что Сбербанк решил купить Райффайзенбанк. Сбербанк уже, правда, успел дезавуировать сообщение о своих намерениях разжиться акциями, а то и контрольным пакетом австрийского банка. Тем не менее "осадочек остался". Дыма, как известно, без огня не бывает. Не австрийский, так венгерский, не сегодня, так завтра – но, похоже, импортным приобретением Герман Греф нас все равно неотвратимо порадует. Скорее рано, чем поздно.
И всем будет предложено ликовать по данному поводу. Мол, "опять мы уели буржуев", "экспансия российского капитала на западные рынки" – так, кажется, принято называть подобное явление в респектабельных российских изданиях.
Какая, к черту, экспансия? Ну зачем, скажите, надо вкладывать наш российский капитал за границей, коль все мы знаем, что НАША страна критичным образом недокапитализирована?!
Я не испытываю никакой "гордости за страну", услышав об очередных закупках. Скорее уж – горечь. Деньги утекают, а если уж называть вещи своими именами – деньги бегут. От неопределенности, от загребущих лап российского государства, от нашего бездорожья и дураков (опять – недокапитализация!).
Говорят, что Абрамович поначалу хотел вложить деньги в "Торпедо" – легенду нашего футбола. Но потом не рискнул – и купил "Челси". Со всеми последующими вложениями команда обошлась олигарху, по экспертным оценкам, как минимум в миллиард. Фунтов стерлингов. А что "Торпедо"? А "легенда футбола" сгинула во втором российском дивизионе.
И канадскую компанию уже у Дерипаски отобрали. Прозвенел margin call – и все. Нет больше ни Magna, ни денег.
И шатается уже российская банковская система. Вложения тучных годов нефтяного изобилия еще можно было как-то оправдать – ну, ребята с жиру бесятся; однако сейчас времена круто изменились, кризис на дворе. Как можно в этих условиях вынимать деньги из важнейшего банка?! Не понимаю.
Все разговоры про "экспансию" и "гордость за страну" – дымовая завеса. На самом деле все вложения на Запад – это подготовка "запасного плацдарма" для наших ушлых менеджеров. Чтобы, когда (и если) российская экономика окончательно накроется медным тазом – бежать отсюда не с чемоданом наличности на одинокую виллу, а степенно переехать в новый гамбургский или лондонский офис респектабельным капиталистом, владельцем процветающего производства…
По-человечески это все понятно, и хочется лишь одного: не надо требовать от нас восхищения "предпринимательским гением" тех, кто "захватывает европейские рынки". Не надо заставлять нас кричать "Слава России!", глядя, как из экономики страны выкачивают ее кровь – денежные ресурсы.
Крысы бегут с тонущего корабля? Они – молодцы, у них правильно работает инстинкт самосохранения… Мы, однако, остаемся здесь. Нам бежать некуда, не с чем – да и, по правде говоря, незачем.
Вы можете оставить свои комментарии здесь